ART потребления под названием POP ART


Pop – это любовь, так как pop признаёт всё… Pop подобен разрыву бомбы. Это американская мечта, оптимистичная, щедрая и наивная. (Роберт Индиана)


Что Вам первым приходит в голову, когда Вы слышите сочетание «поп арт»? Кто-то  вспомнит знаменитый портрет Мерилин Монро из нескольких изображений в кислотных цветах, кто-то картинки с яркими комиксами. Будут и те, у кого ассоциация возникнет с Америкой середины прошлого столетия, с её Кока-Колой и жвачкой. Более продвинутые скажут: «Поп арт это американский глянец из 60-х». Самые продвинутые назовут имя Энди Уорхол.

И все будут правы.

Но мало кто знает, что само направление зародилось в 1950-х годах, в Англии, а уже в Америке достигло пика своей популярности. Совершим небольшой экскурс в середину прошлого века.

так что же делает наши сегодняшие дома такими разными, такими привлекательными.jpg

«Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)

Картина явно не тянет на высокое искусство. Но в том и был весь смысл. Искусство словно спустилось с небес на землю. Напомним, этому времени предшествовал период абстрактного экспрессионизма. Что есть абстрактный экспрессионизм? Хаотичные мазки и брызги красок на холсте. Конечно, люди часами ходили по галереям, рассматривали подобные картины, ища глубокий смысл и рассуждая о вечном. Но будем честными – это было непонятно. Поп арт же приземлил творчество до простого обывателя. Первый коллаж выстрелил, как протест против современного, безликого, «непонятного» искусства, и уловка сработала. К этому направлению стали примыкать всё новые и новые имена.

Т.Вессельман.jpg

           Т.Вессельман (1963)

Примерно в это время английский критик Лоурэнс Эллоуэй в своей статье даёт набирающему популярность новому веянию название поп арт.

Pop art (сокращ. от popular art) – популярное искусство, искусство в массы.

Так же у слова «pop» есть ещё одно значение – резкий хлопок. Работы этого необычного стиля становятся чем-то взрывным, эпатажным, ярким. Но в то же время близким простому человеку.

натюрморт ещё жив.jpg

Натюрморт «Еще жив» (1963)Т.Вессельман

Пик популярности настиг поп арт в США, и пришёлся на 50-60-е годы. Америку буквально захлестнуло волной. Фокус внимания сместился на предметы ежедневного обихода и продукты потребления. На полотнах изображаются консервные банки, телевизоры, ракетки, автомобильные шины, флаги. Палитра строится на ярких контрастных цветах. Сама цветопередача тоже претерпевает изменения – изображения искажаются многократной штамповкой, типографским зерном и искусственной ошибкой цвета.

(Э.Уорхол)

супа

Яркие представители поп арта Америки – Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Роберт Раушенберг, Джаспер Джонс и, конечно, Энди Уорхол.

Рой Лихтенштейн подарил миру огромные комиксы. Делал он это просто – брал понравившуюся картинку, увеличивал в размере и переносил на шелковые полотна размером 2х3 метра. Искажение цвета получалось за счёт увеличения.

М-Может быть.jpg

«М-может быть» (1965)

Том Вессельман знаменит работами, где плоские изображения людей помещались на объёмные предметы. Фигурки людей были будто вырезаны из бумаги.

коллаж ванны.jpg

 «коллаж ванны»(1963)

Самым ярким и противоречивым представителем направления поп арт был Энди Уорхол. В Америке он вошёл в историю, как отец основатель коммерческого поп арт. Самые узнаваемые работы Уорхола – «диптих Мерилин» и «банка супа Campbells».

диптих мерилин.jpg

«диптих Мерилин» (1962)

банка супа уорхол.jpg

«банка супа Campbells»(1962)

Течение, зародившееся как протест и ирония над возвышенными вещами, со временем превращается в воспевание предметов массового производства: бутылки, консервные банки, бейсболки… Картины становятся один в один похожими на рекламные плакаты. Доступ к ним ведь есть у всех, а значит все равны. «Ты можешь смотреть телевизор и видеть Кока-Колу, и ты знаешь, что президент пьёт Кока-Колу, Лиз Тейлор пьёт Кока-Колу, ты тоже можешь пить Кока-Колу…», — говорил Энди Уорхол. Да и сами произведения искусства, как банки с Колой, были поставлены на поток.

Разумеется, была и критика. 13 сентября 1962 года Нью-Йоркский музей современного искусства организовал симпозиум, в ходе которого влиятельный критик Хилтон Крамер высказал мнение, что «поп арт ничем не отличается от искусства рекламы». И что цель его, как и рекламы, «примирить нас с миром предметов потребления, банальностей и вульгарности» По его словам, нужно оказать ему решительное противодействие. Также неодобрительно высказался и поэт, лауреат Пулитцеровской премии, Стэнли Кьюниц, упрекнув представителей направления в стремлении «угодить господствующему социальному классу».

Можно по-разному относиться к явлению поп арт. Называть это абсурдом и вульгарностью, либо культурным наследием. Но факт остаётся фактом – это продукт своего времени, зародившийся, как закономерная реакция общества на развитие культуры потребления. Мы и сейчас, наверно, всё ещё общество потребления. Поэтому те культовые работы прошлого века находят в нас отклик. Поп арт, несомненно, жив, в наши дни его можно наблюдать с современных плакатов и афиш. Увидеть на подиуме в работах дизайнеров, в принтах на одежде и обуви. Даже заказать портрет, как у Мэрилин Монро. Но всё-таки это отголоски. Настоящий поп арт, взрывной, яркий, свежий, остался там, в 60-х..


Автор статьи: Катерина Гатти


 

Добавить комментарий